Предисловие
Я родился в Алма-Ате, хотя в настоящее время
живу в России, так как в 1993г. наша семья, как и многие другие русские семьи,
уехала из Казахстана, решив не дожидаться обострения межнациональных отношений.
Уехав тринадцатилетним мальчишкой с тех пор и до двадцатипяти лет я ни разу
не был в родном городе. В 2005г. будучи уже взрослым и вполне самостоятельным
молодым человеком я решил съездить навестить родную сторонку, а попутно,
увлеченный книгой «Тропою дикого осла» В. Динца, решил посмотреть и
Китай.
Дневник поездки в Казахстан и Китай осенью
2005 года
26.10 5.02 поезд на Алма-Ату отправился с вокзала в Мичуринске. Днем проехали Саратов, ближе к ночи несколько часов поезд простоял на границе, сначала проверяли наши пограничники-таможенники, а потом казахстанские, чай другая страна.
27.10 Утро – снова в России, станция Илецк, Оренбургская область – снова проверки. Вот так и ездим из России в Россию. За Илецком уже Актюбинская область – Казахстан – бескрайние степи, верблюды, пасущиеся вдоль дороги. Чем дальше дорога, тем меньше русских и все больше азиатов. Попутчицы две старушки, одна едет в Чимкент, другая в Алма-Ату, навестить могилу мужа. Оказывается, мы жили по соседству, она Джандосова 132, а я 156. К вечеру стали появляться люди, предлагающие аральскую рыбу, носки из верблюжьей шерсти, верблюжьи одеяла; у старушек разговоры о рецептах, какие невоспитанные люди в России, пенсиях, ценах и национальном вопросе. Я время от времени поддерживаю разговор. Над горизонтом висит хмурое небо, чувствуется, что вот-вот все засыплет снегом. Вдоль дороги идут противобуранные ограждения. Без них зимой дорогу, судя по всему, и отыскать будет не легко.
28.10 В мобильнике сел аккумулятор, но будильник, о чудо, сработал в 6.50 по московскому. У меня роуминг, но звонки стоят дорого, поэтому заряжать телефон пока не думаю. В 3 ночи проехали Тюратан – Байконур. Погода за окном лучше, чем та, что была вчера. На станциях зеленые тополя и карагачи, а так, та же голая степь, только кое-где хлопковые поля, с белыми коробочками на длинных стеблях – это Южный Казахстан. В районе станции Туркестан зашел мужик в халате и тюбетейке и стал на распев читать молитвы, а затем стал показывать, чтобы ему заплатили. Сидящая рядом казашка дала ему какую-то монету. Оказывается, сейчас идет священный для мусульман месяц рамазан. До заката нельзя есть, а я сижу, наворачиваю – оскорбляю религиозное чувство. После Чимкента появились отроги Тянь-Шаня – Небесных гор, как их романтично назвали китайцы.
29.10 Ну вот я и в Алма-Ате. Выхожу с вокзала и стаю пораженный фантастическим пейзажем – это горы, те самые которые я видел еще вчера, только здесь они гораздо выше. Как же я от них отвык! Посмотрев с полминуты на эту сказочную красоту, я с тенге – местными деньгами, полученными в обмен на рубли, пошел к остановке общественного транспорта. В отличие от российских городов местные маршрутки сплошь китайского и корейского производства. Рядом с остановкой памятник – человек в национальной одежде на коне. Как выяснилось из завязавшегося разговора с таксистами человек на коне – Аблай хан, в честь него названа улица, на которой мы стоим. Раньше она носила имя Коммунистической, ее переименовали еще до нашего отъезда. Таких переименованных улиц в городе много, но горожане чаще называют их по старинке прежними именами. Еще до моего появления на свет многие из улиц, у которых сейчас уже третье или четвертое название, назывались просто линии – генплан города разрабатывали архитекторы, эвакуированные из Ленинграда. Бросается в глаза, что в городе стало гораздо меньше русских – после распада Союза из Казахстана только по официальным данным уехало свыше двух с половиной миллионов человек, притом, что население республики составляло всего шестнадцать. Сейчас в Казахстан и в частности в Алма-Ату активно едут «оралман» – казахи из Китая, Монголии и других стран, для них создаются всевозможные преференции. Большинство из «оралман» – потомки тех казахов, которые бежали от Великого Джуда – голода середины тридцатых, в период перевода казахов к оседлому образу жизни, когда погибло несколько миллионов человек. В киоске спросил газету на казахском, в продаже оказались только кроссворды. В основном же местная пресса – это казахстанские выпуски центральных российских газет на русском языке. Русский знают все, или почти все. Оставил вещи у приятелей моих родителей и поехал смотреть родной дом. Комок подступал к горлу. А вот и он. В детстве все казалось таким большим, а сейчас все такое маленькое! Маленький дом, дворики. Меня буквально с ходу узнал один из друзей брата, вот это да! Скажу прямо, не ожидал, как ни как я уехал отсюда еще ребенком, да и прошло уже больше двенадцати лет. Много соседей осталось, много разъехалось. Дошел до своей школы, как не привычно ощущать в ней себя взрослым. Да, скажу я вам, деньги, потраченные на билет, и трое суток пути в одну сторону того стояли! По городу портреты Назарбаева – 4 декабря будут выборы президента. В виду отсутствия серьезной конкуренции их результат, по общему мнению, предрешен. Интересное объявление: «Хирург делает обрезание», телефон записывать не стал. Отзвонился с переговорного пункта, коих на каждом углу, брату, жене и родителям. Кстати, мобильный телефон здесь называют «сотка». Вечером с крестной дочерью моей мамы и ее семьей поехали в горы, к ним на дачу. Температура днем в городе была градусов двадцать, в горах значительно холоднее. Завтра снова в дорогу. Надо будет добраться до погранперехода «Хоргос» – это примерно в трехстах пятидесяти километрах от Алма-Аты. У меня в запасе целые сутки – завтра воскресенье и граница будет закрыта.
30.10 С утра должен был встретится с одноклассником – пацаном жившем в соседней квартире, у него что-то не сложилось и я зашел к своей крестной матери (вчера ее не было дома), для нее мое появление стало приятным сюрпризом. Попили чай, пообщались с часок, я сказал, что у меня дела, пообещал, что еще зайду, после чего поехал за рюкзаком. В 12.20 я приехал на пригородный автовокзал «Саяхат» – в переводе на русский «Турист». С него ходят автобусы в сторону Талгара – города на пути к границе. Пройдя пару километров от автовокзала в сторону выезда из города и не застопив ни одной машины понял, что выбраться будет проще на общественном транспорте, сел на автобус, что обошлось в пересчете примерно в 9 руб. и поехал дальше по трассе. До границы доехал на семи машинах и ишаке. Сначала вез казах, потом русский, затем снова казах – колхозник, на 27-летнем раздолбанном «Москвиче», пацаны казахи на ослике, везущие домой в телеге дрова, нарубленные в охранной зоне и прячущиеся в посадках от лесников, а потом ехал вместе с уйгурами – рядом с китайской границей место их компактного проживания. В последней машине оказалась состоятельная семья из Жаркента – сын неделю назад демобилизовавшийся из армии, отец – предприниматель средней руки и его жена. Так как уже стемнело, они предложили переночевать у них, я не раздумывая, согласился. По дороге, нарушая все возможные правила, остановились на мосту через реку Или. Она течет из Китая в Балхаш и постоянно меняет русло, поэтому картина внизу была впечатляющая – с одной стороны кустарник, полоса песка шириной метров 50 и вода, а с другой стороны кустарник и сразу река. Говорят здесь много змей, сейчас правда большинство из них спит – даже здесь, на широте Сочи, по ночам уже достаточно холодно, как не как конец октября. Много волков и лисиц. Ночь выдалась развеселая. Ахмет – сын хозяина дома, повел меня знакомиться со своими друзьями. Покатались по Жаркенту, посмотрели на мечеть, построенную в 18 веке, сейчас там музей. Даже в свете ночных фонарей вид у музея-мечети на все сто. Вернувшись домой, попарился в баньке, посмотрел с Ахметом и его братишкой «9 роту» и, отдав должное восточному гостеприимству, лег спать.
31.10 Утром хозяин дома – Рахман отвез меня до колючки. Пройдя пограничный контроль, я пошел дальше – к таможне, хотя как мне объяснили – это автомобильный погранпереход и передвигаться можно только в машине, ну или на худой конец на велосипеде, но пешком ни-ни. Правда, почему он тогда называется переход остается загадкой. Здесь множество людей зарабатывающих на границе – от чекпоинта к чекпоинту ездят таксисты, предлагающие свои услуги за сумму эквивалентную примерно шестидесяти рублям. Мне же удалось проехать от первого до последнего бесплатно. Пройдя контроль, я оказался в Поднебесной. Ну, вот и сбылась мечта идиота. В этом октябре сбываются самые заветные мечты. Но все прекрасное быстро проходит, и это ощущение чуда тоже быстро прошло. На меня налетели водители моторикш, наперебой предлагающие свои услуги. Впечатление производят они не из приятных. Кстати, единственное слово по-русски которое я от них услышал было слово «автостоп» – в прошлом году через Хоргос прошли участники китайской экспедиции АВП, да и другие стопперы едущие в Китай или из него наверняка здесь были. Я смылся от таксистов с двумя водилами, приехавшими в Китай за товаром на специально переоборудованных автобусах, в салоне которых ни одного сидения, кроме водительских. Позавтракал с ними в чайхане. Первый раз ел палочками – не так сложно как кажется по началу. Оказывается, одноразовые палочки сначала представляют из себя нечто целое, ибо соединены меж собой, и чтобы начать ими есть их сначала следует разломить. Отличный завтрак из лагмана (лапши с подливом из мяса и специй) и пива обошелся около 30 рублей. Порции местные колоссальные, причем в том случае если Вы смогли осилить первую, вторая бесплатно. Такое гостеприимство не может не радовать. Чай предлагают бесплатно сразу же, как зайдешь. Само собой подают его не в чашках, а в пиалах. Если попросить могут принести, правда, уже за деньги, чай, который предпочитают уйгуры – с молоком и солью.
Город Хоргос расположенный на границе – это большой базар. Вывески на китайском, русском и уйгурском языке, на казахском почему-то нет или, во всяком случае, мне на глаза не попадались. Как выяснилось уже в России надписи на казахском возможно в Хоргосе и были, да только, скорее всего я их принял за уйгурские, по-казахски здесь пишут арабской вязью, также как и по-уйгурски. По-русски пишут кириллицей, однако чаще всего с ошибками.
Остаток дня провел с шоферами, дабы немного пообвыкнуться.
01.11 Поехал из Хоргоса в Кульджу. Со мной увязался переводчик – Шурик, сумасшедший парень и большой мошенник, зарабатывающий на незнании приезжими языка и специфики Срединной империи (Чжун-го – самоназвание китайцами своей Родины), ибо жизнь здесь серьезно отличается от жизни в Казахстане или России. Сейчас Шурику 28, по его словам сам он из Жаркента, двенадцать лет назад, спрятавшись в кузове грузовика, оказался в Китае. В Кульдже сняли дешевую гостиницу, из которой вечером вместе с Шуриком еле унесли ноги – рэкет, или просто помощник-хитрец решил прибрать к рукам все мои скромные капиталы. Одним словом подстава. После непродолжительного обсуждения плана дальнейших действий и моих раздумий по поводу ночевки в спальнике на центральной улице или выбору другой гостиницы поехали к Люви – родственнику Шурика, еще днем, предлагавшим свои апартаменты за 100 юаней сутки. Сошлись на цене в 50 юаней, что для меня было вполне приемлемо, так как в них входила оплата проживания в благоустроенной четырехкомнатной квартире вместе с хозяином, экскурсии по городу и завтрак. У Люви свой бизнес – прачечная. Вообще мужик в отличие от своего родственника производит хорошее впечатление.
Наблюдения последних двух дней: на дискотеке могут включить Штрауса; полно велосипедистов, вело и моторикш; шашлык жарят на каменном угле; таксисты отгорожены от пассажиров на задних сидениях металлической решеткой и прозрачным пластиком; на улице можно встретить чистильщиков обуви – забытая профессия для России; с одной стороны публичные дома, с другой дети в пионерских галстуках; многие женщины, включая проституток, очень любят вязать, в том числе на рабочем месте; мужики в большинстве своем курят; в магазине купил китайскую карту мира, Китай естественно в центре, Америка в отличие от российских карт справа, а не слева; дома в китайском стиле встречаются крайне редко, в основном современная многоэтажная застройка; вопреки ожиданиям переизбыток людей на квадратный метр ощущается не так остро, как скажем в Москве, что объясняется двумя причинами: во-первых Китай третья по площади страна в мире после России и Канады, а во-вторых я нахожусь в относительно слабо населенном, по китайским меркам, районе.
В Кашгар скорее всего не поеду, смотреть Памир уже очень холодно, до плюс ехать долго и скорее всего дорого. Все – спать.
02.11 Весь день ездил по городу, ходил по магазинам, кроме бритвы и ручки правда больше ничего не купил, ручку кстати сегодня же и посеял, зато выяснил как позвонить из Китая в Россию, помогла преподавательница русского языка из местного института – молодая девушка уйгурка. Оказывается в Китае для выхода на межгород нужно набрать «0», а для выхода на международные линии «00», в отличие от России, где сейчас для этого нужно набрать «8» или «810» соответственно. Чтобы выяснить сей факт, пришлось сначала звонить в наше посольство в Пекине, благо номер был в моем разговорнике. Вообще разговорник серьезно облегчил мне жизнь. Обменялись с моей помощницей электронными адресами, предварительно поужинав в уйгурском ресторане. Все что я не доел она забрала с собой – преподаватели получают мало не только в России. Она сказала, что я больше похож на уйгура чем на русского. После того как мне как-то сказали, что я внешне смахиваю на индуса, я больше уже ничему не удивляюсь. По ее словам уйгурам легче выучить английский, чем русский, а русский легче, чем китайский. В русском сложная грамматика, а в китайском произношение. Хотя слова «мама», «папа» и по-русски и по-китайски произносятся одинаково и имеют одно и тоже значение, что еще раз доказывает, что все люди братья. Хе-хе. Надо было в школе лучше учить казахский, они с уйгурским очень похожи, а здесь на нем говорит большинство. Остатки знаний от школьной программы казахского заметно помогают при налаживании контактов – можешь хоть что-то понять.
Вывески здесь в основном написаны китайскими иероглифами, а снизу продублированы мелким шрифтом на уйгурском. Китайские иероглифы к моему удивлению бывают печатные и прописные, есть также иероглифы которые передают не смысловое значение, а также как и буквы определенные звуки. По-уйгурски здесь пишут, как я уже говорил, арабской вязью справа на лево, а вот арабские цифры пишут слева на право – парадокс. В Казахстане по-уйгурски пишут, также как и по-казахски, используя алфавит на основе кириллицы. Раньше у уйгуров была своя письменность. Во времена Чингис-хана, уйгуры считались одним из самых образованных народов его империи. Сейчас уйгуры составляют около 50 % населения Синьцзяня, китайцы около 40. Еще полвека назад китайцев здесь практически не было. Центральное правительство активно ведет политику переселения китайцев (хань) из центральных районов страны на национальные окраины.
03.11 До обеда отдыхал, смотрел телевизор. Крутят местные сериалы и голливудский ширпотреб. Реклама та же, что и в России: Colgate, Pampers, только действующие лица – китайцы. В обед поехал на рынок, зашел в чайхану перекусить – кормят вкусно, но антисанитария страшная, хотя в большинстве случаев на входе стоит бак с водой, чтобы помыть руки, а иногда сверху может даже стоять блюдце со стиральным порошком – суррогат туалетного мыла. Порадовала «Катюша» исполненная на традиционных китайских духовых инструментах. Не знай, я наверняка, что музыку написал советский композитор Блантер, решил бы, что это китайская народная песня. Прогулялся по городу, зашел в Интернет кафе – час работы стоит всего 2 юаня – что-то около 7 рублей. Отправил по Интернет SMSки жене и Лехе – сокурснику собиравшемуся поехать со мной. Вычитал, что Кульджа она же Yining( Инин – город на реке Или) столица Или-Казахской автономной области, о существовании которой я узнал еще вчера из разговора с Гульмире – преподавательницей русского языка. Область большая и занимает территорию вплоть до Алтая. Здесь проживает довольно много казахов, что и объясняет ее название. Раньше в Кульдже жило много русских – потомков белогвардейцев, казаков атамана Дутова и крестьян бежавших от коллективизации. Сейчас чисто русских осталось мало. Многие из них ассимилировались. Их дети и внуки, не смотря на то, что внешне скорее похожи на китайцев чем на русских, продолжают писаться таковыми. После прихода к власти коммунистов и разрыва отношений между КНР и Союзом бóльшая часть русских уехала из Китая в Австралию, США, Германию и другие страны, часть вернулась на историческую родину. В городе сохранилась небольшая русская община, завтра поеду ее искать. Вообще же первые, русские в Китае появились еще в 13в., в царствование императоров правившей в Китае монгольской династии Юань. В то время в Пекине существовал даже русский полк.
Вычитал, что в сороковые годы Кульджа была столицей независимой Восточно-туркестанской республики. Её руководство таинственным образом разбилось в полном составе в авиакатастрофе в 1949г., после чего ВТР вошла в состав коммунистического Китая. Сейчас в Кульдже добывают стратегическое сырье – уран.
Из наблюдений дня: мечеть может находиться в китайской пагоде с единственным внешним отличием от буддийского храма – полумесяцем на шпиле верхней крыши; пожилые китайцы ходят в кепках, на подобии тех, что носили Ленин и Мао; много молодых китайцев и уйгур довольно сносно говорят по-английски и, узнав, что я из России пытаются завести со мной беседу; на центральной улице в фотосалоне Kodak напротив компьютера может стоять печка-буржуйка; топят в основном каменным углем.
04.11 Поднялся около девяти утра, вместе с Люви пошли в город, Люви угостил меня в забегаловке мантами, я не возражал. Объяснил на пальцах, что хочу купить домой в качестве сувенира палочки. Так вот с ним и проходили целый день в поисках сувениров, но проходили не зря. Помимо десяти пар палочек, китайских колокольчиков, двух китайских гирлянд и книги по китайской живописи на китайском языке, купил рюкзак за 40 юаней – около 140 рублей. В России такой рюкзак стоил бы минимум в пять раз дороже. Первоначальная цена рюкзака была 85 юаней. Люви сбил ее боле чем в двое немного повысив голос на продавца. Вообще здесь все очень дешево, что помимо теплого климата во многом объясняется переизбытком рабочей силы – люди готовы работать за любую копейку. 100 долларов в Кульдже считается хорошей зарплатой.
Сфотографировал еще одну мечеть – на сей раз минареты, купола – все как полагается. В фотоаппарате закончилась пленка, купил новую. В фотосалоне встретил девушку болтающую по телефону на русском. Познакомились, ее зовут Зина, говорит, что сама из Москвы, сейчас живет в Берлине, а в Китае уже два года учит язык. По ее словам она русская, хотя я рядом с ней истинный ариец. Я сразу ей сказал, что на русскую она не очень похожа, ее это совсем не смутило, по ее словам ей все говорят, что она похожа на мусульманку. Как потом выяснилось ее отец украинец, а мать китаянка. Позвала завтра вместе с ней ехать к местным русским – сегодня там никого не будет. Кстати, в фотосалоне она печатала их фотографии. Дала номер мобильного, завтра поедем, если ничего не изменится.
Наелись с Люви отличного шашлыка, здесь его называют «каваб». Люви зашел в аптеку, я решил подождать его на входе, тут ко мне подошли девушки в белых халатах и выяснив, что я из России, сказали, что у них тоже есть русская. Позвали девушку с монголоидными чертами лица, которая на мой вопрос: «Вы русская?», категорично заявила: «Нет!». Вот те на. Она тоже оказалась метиска. Родилась в Китае, потом жила в Бишкеке, а вот теперь снова вернулась в Китай. Сказала, что давно не говорила на русском, русские в Кульдже бывают редко. Мне показалось, что она стесняется своего происхождения. Когда мы вышли из аптеки, Люви показал налево и сказал на уйгурском, что там русская школа, и что русских в Кульдже вроде бы очень уважают. В городе есть одноэтажные домики с наличниками, на рынке продают матрешек, на улице запросто можно услышать песни в исполнении Тани Овсиенко, а в ресторане могут включить запись Витаса. Их включают судя по всему не ради меня, а просто местным нравится русская попса. Хотя опять же отмечу, что россияне в городе бывают не так уж часто, но и не сказать, чтобы не бывали совсем, я тому пример. В лавке древностей за 20 юаней купил две старинные китайские монеты, первоначально цена каждой составляла 50. Как их везти через границу пока не придумал, но мысли есть.
Из наблюдений: в чайхане вытирал руки туалетной бумагой «Huji Suji»; в китайской квартире кухня может находится… на балконе, и это - норма.
Вечером с Люви учили русский. При желании счет до тысячи, здравствуйте, до свидания и спасибо может выучить даже китаец – проверенно.
05.11 Утром пошел искать местный музей. Нашел, входная плата 20 юаней меня не устроила, объяснил по-английски, что я – «член делегации культурного обмена из Москвы», но это не помогло, однако же, дали посмотреть книгу об экспонатах. Посмотрев на иллюстрации, понял, что в музее, судя по всему, мало чего интересного – то-то я здесь единственный посетитель. Англоговорящая девушка экскурсовод оставила номер своего телефона. Иностранец – это круто…
Со второй попытки нашел русское кладбище и живущих за его высокой оградой русских. Первый таксист, остановленный мною, просто не знал куда меня нужно везти, второй завез не туда и только когда я на пальцах показал крест привез меня к кладбищу, кстати, находящемуся в самом центре города. Русские здесь в основном – пятидесятники. Говорят с интересным акцентом – тянут гласные. Поговорил с двумя мужиками – одному под сорок, он директор русской школы, второй его тесть – ему пошел уже восьмой десяток, говорит, что родители из России, сам родился сразу же после дунганской войны уже в Китае. Я спросил: «Что за война такая?». Оказалось, что-то вроде национально-освободительной. Дунгане – одно из местных нацменьшинств. Этнически дунгане (хуей) ближе к китайцам, чем к уйгурам, однако исповедуют ислам. Они потомки смешенных браков между китайцами и арабами. Дедок бодр, сфотографировал меня на память, почитал мне наизусть в тему Крылова и стихи собственного сочинения. В литературные критики я не гожусь, но стихи понравились, да и просто приятно было услышать в Китае русский и увидеть людей, считающих его родным. Зина – его внучка. Поинтересовался где я живу, я сказал, что в Тверской области. Дедуля спросил: «Где это, в Сибири?». Я ответил, что между Москвой и Петербургом. Его зять рассказал про школу. Ее создали в 1985 году, до 1997 года преподавание велось на русском языке, сейчас на китайском, но русский язык остался как один из основных предметов. Налили мне чай, предложили яблок. Я отказался. Они говорят, что не едят вместе с людьми другой веры, но, как шутя пояснили, и посуду, из которой ели иноверцы выбрасывать не станут, в отличие от кержаков – старообрядцев. «Кержаки» – от названия реки Кержанец в Нижегородской губернии, откуда они пришли сначала в Сибирь, а потом сюда, правда, по словам моих новых знакомых, сейчас их здесь не осталось. Кстати, тут недалеко течет река Аксу – в переводе на русский Белая Вода. Не это ли то самое Беловодье куда стремились староверы? Перед поездкой прочитал «Третий глаз» Лобсанга Рампы, там, тоже говорится, что Шамбала находится в горах Тянь-Шаня. Не знаю, не знаю, но думаю, что в принципе, почему бы и нет. Приятно ощущать себя находящимся в непосредственной близи от загадочной святой обители.
Возвращаюсь к общине. Кушают в основном палочками, кашу-борщ ложкой. Едят и русские блюда и местные. Вокруг бегает русская ребятня. Я поинтересовался, как обстоит дело с ограничением рождаемости – Китай все-таки. По их словам русские считаются малочисленным народом, поэтому им можно рожать до четырех детей – больше штраф, у китайцев должно быть не больше двух.
N.B. Как выяснилось по приезду в Россию,
мой собеседник – директор школы Николай Лунев представляет в Народном
политическом консультативном совета Китая (НПКСК), что-то вроде нашей
Общественной палаты, всю русскую общину страны. Для нацменьшинств там
установлены специальные квоты.
По официальным данным в Китае, где только собственно китайцев проживает более одного миллиарда, наших соотечественников около тринадцати с половиной тысяч. В Кульдже тех, кто пишется русскими, осталось всего несколько сотен, а чисто русских, по словам моих собеседников всего несколько семей. Говорят, что если поедут в Россию, то детям придется служить в армии, а им религия это запрещает, хотя, по-моему, у нас уже давно существует альтернативная служба. Я поинтересовался, а как дела со службой в армии обстоят в Китае. Мне популярно объяснили, что в Китае в армию идут по конкурсу – это престижно, и если человек отслужил, он гарантировано будет обеспечен жильем, сможет получить хорошее образование, в общем устроится в этой жизни. Дети играют на фоне могилок с крестами, рядом недавно отстроенная православная часовня. Помимо пятидесятников в городе есть и православные. В целом кладбище оставляет ощущение кусочка русской культуры чудом уцелевшего посреди китайской провинции.
Вечером пошел с Зиной на дискотеку, ну конечно же напился, здесь стоит сказать, что когда я много выпью, то каждый новый тост у меня «За Россию!». Начал на всю дискотеку орать: «Россия вперед!», петь гимн. Китайцы в основном отнеслись к моему поведению с пониманием, но Зина сказала, что к ней подошел китаец и объяснил, чтобы она смотрела за моим поведением, иначе… В общем ушли с дискотеки в бар. Кстати, на главной улице есть клуб «Россия», там собираются русские. Мы туда не заходили, но вывеску я видел – написано иероглифами. В китайском языке нет буквы «р», поэтому звучит примерно «Жесия». Вообще же Россия по-китайски – Э-го, русский – элосы.
06.11 С утра болела моя дурная башка. Паспорт, телефон, кошелек – все вроде бы на месте. Удивительно, но приятно. Кстати, местное пиво – супер, его продают по 2,50 юаня – около 10 рублей за бутылку. Водочка – на любителя – отдает уксусом. Вместе с Люви пошли в китайское кафе позавтракали. Пофотографировался на фоне пагод. Нашел католический собор, оказывается, бывают китайцы католики. Колокольные башни с восточными куполами, если бы не кресты – вылитые минареты. В общем – полный синкретизм. На базаре увидел трубки, по наивности решил, что они для курения табака или еще какой-нибудь гадости, ан нет. Оказалось, что это приспособление придумано для облегчения жизни мам в пору становления их чад. Суть его заключается в том, что оно прикрепляется младенцу между ног и тем самым позволяет оставаться пеленкам сухими. Я долго смеялся, после того как мне это объяснили, потому что до этого показывал Люви будто бы я прикуриваю. Вечером Люви подарил мне две статуэтки китайских львов.
Все, завтра Back in USSR–Казахстан, Россия, любимая, сынулька и родители, которые и не знают, что я в Китае, я ведь сказал, что еду в Алма-Ату, хотя я и не соврал.
07.11 С утра пошел на рынок – купил себе зимнюю обувь – в России она минимум в двое дороже. С Люви доехал до Хоргоса, я домой, а он по делам. Последний раз поел в чайхане, где грязь и туалетная бумага вместо салфеток, но вместе с тем чрезвычайно вкусно, купил на память китайской сивухи и пошел к границе. Пройдя без проблем контроль, бесплатно перебрался с челноками на казахскую сторону и уехал на застопленном микроавтобусе в Жаркент. На автовокзале договорился с водителем рейсового автобуса, что в 23.25 он заберет меня в Алма-Ату. Пока же пошел с мужиком уйгуром занимающимся сетевым маркетингом на квартиру где он живет. Меня напоили чаем, расспросили о жизни в Китае и предложили принять участие в распространении товаров фирмы Vision. Я сказал, что обдумаю предложение.
08.11. А вот и снова Алма-Ата, автовокзал «Сайран». Доехали быстро. Сейчас раннее утро, поэтому троллейбусов и другого общественного транспорта пока нет, а вот таксистов как всегда полно. Подремав пару часов на вокзале, поехал на «Медеу» – ледовый стадион в горах, где я восемнадцать лет назад впервые встал на коньки. От стадиона вверх идет дорога к горнолыжной базе «Чимбулак», находящейся в семи километрах от него. Вообще «Медеу» и «Чимбулак» (по казахски «Шымбулак») – знаковые места для любого алмаатинца. До «Медеу» шел автобус, а вот на «Чимбулак» пришлось идти с тяжеленным рюкзаком набитым китайскими гостинцами пешком. Дорога идет через плотину, построенную в шестидесятые и защищающую город от селей, которые до этого несколько раз почти полностью смывали город. Когда-то на «Чимбулак» приезжал Высоцкий, а сейчас здесь, говорят, катаются Назарбаев, Путин и Лукашенко. Дойдя до турбазы я позавтракал в местном кафе, оставив рюкзак в камере хранения, пошел пешком в горы. Здесь, как и на любом горнолыжном курорте есть подъемник, но сегодня вторник и на канатке проводятся профилактические работы. Дошел до станции пересадки канатной дороги на высоте 2630, сам «Чимбулак» находится на высоте 2200. Обратно спустился с ремонтниками на фуникулере. Приятно, однако, так вот просто бесцельно побродить по горам. В горах дышится гораздо легче, чем в городе. Город не продувается и поэтому, не смотря на обилие зелени, часто над ним висит смог, который с гор очень хорошо видно. Загазованность, селе и сейсмоопасность, близость Алма-Аты, к границе с Киргизией и Китаем, а также необходимость держать под контролем северные регионы страны, населенные в основном русскими, привели к переносу столицы из Алма-Аты в Целиноград, которому было возвращено историческое название Акмола (Белая Могила), быстро измененное на Астана (Столица). К вечеру, вернувшись в город, пошел к приятелям моих родителей. После того как я уехал, я не позвонил, что в принципе объяснимо, они беспокоились. Но то, что я приехал, как они говорят «спустился с гор», ибо по официальной версии я все это время был на турбазе, их успокоило.
09.11 Съездил на вокзал, билетов до Мичуринска нет, пришлось взять на 11.11 билет до Актюбинска в купе, кстати, относительно дешево, так как поезд в отличие от московского не фирменный, хотя, «фирменность» в казахстанских поездах понятие довольно условное. Вернулся, пообедал, купил домой кумыс, подумав куда сегодня пойти, решил сходить в церковь, где меня крестили. Посмотрел, сфотографировал на память – здорово!
10.11 Первую половину дня проиграл в карты с сыном крестной дочери моей мамы, сейчас я гощу у его бабушки. Во второй половине дня поехал в дом, в котором прожил большую часть своей жизни. Встретился со своей крестной матерью, посидели, выпили винца, я повспоминал детство, как она ходила со мной на елки, когда пойти больше никто не мог. На прощание они с мужем подарили мне сто калифорнийских рублей. Я с благодарностью принял подарок. От них на такси я поехал к крестной дочери моей мамы. Попрощался, они с мужем пошли меня проводить на остановку. На остановке я начал монолог о том, что мы не будем присоединять Казахстан насильственно, казахи сами захотят стать частью Великой империи. А началось все с того, что я заявил: «Название рынка «Алтын орда» (Золотая орда) оскорбляет мое национальное достоинство». Продолжил тем, что прокомментировал лозунг увиденный сегодня «Гражданин Казахстана должен чтить флаг, гимн и герб Казахстана»: «Какое счастье, что я не гражданин Казахстана!». На это Валя – мамина крестница риторически спросила: «А что, в России не надо чтить флаг, герб и гимн России?». На это я ответил, что их надо чтить не только в России, но и в Казахстане. Она согласилась. Вот так, как выпью так сразу и просыпается квасной патриотизм.
11.11 Утром собирался в дорогу. Поезд отправлялся с вокзала Алма-Ата-I находящегося на окраине города. Попутчиками по купе оказались беременная казашка 33 лет, ехавшая домой и два молодых казаха тоже возвращавшиеся к себе. Один из них стал рассказывать, что работает в своем поселке в Кзыл-ординской области на урановых рудниках.
12.11 Когда поезд подъезжал к станции, на которой парни должны были сходить, он показал из окна буровые вышки. Честно говоря, не специалисту в них тяжело узнать с первого взгляда объект государственной важности. После того как парни сошли, в купе села русская женщина лет 35ти, возвращавшаяся домой, в райцентр Хобда (Новоалексеевка) Актюбинской области, из г. Туркестан. Там, по ее словам, большой рынок и все гораздо дешевле, чем в Актюбинске. Вместе с ней сел казах из Ирана – тот самый оралман. Говорит, что в Иране миллион казахов, что они даже и не знали, что есть такое государство Казахстан и думали, что кроме них казахов больше нигде нет.
За время пути от Алма-Аты до Актюбинска меня 4 раза проверяли: три раза транспортная полиция и один раз даже чекисты из КНБ – безопасность превыше всего. Менты трясли деньги, кто дипломатично, а кто и обещал снять с поезда, если я не дам на лапу 1000 тенге, но вроде бы все обошлось.
13.11. Актобе – Актюбинск. Поезд прибыл в 8.10 по местному времени. Сразу пошел в кассу, взял билеты до Москвы на вечерний алма-атинский поезд, когда опомнился, что мне сначала надо будет заехать домой к родителям, и, следовательно, билеты надо брать только до Мичуринска было уже поздно. Сдал вещи в камеру хранения и пошел гулять по городу. Полно спутниковых антенн китайского производства – как я успел понять, весь Казахстан завален ими. Причем продают их здесь по 100 долларов и выше, в Китае на границе красная цена им 60. На улице можно услышать самую, наверное, популярную сегодня в Казахстане песню в исполнении майкопского певца Айдамира Мугу:«Вспоминаю – умираю черные глаза, только о тебе мечтаю черные глаза, черные глаза…». Не далеко от вокзала есть кинотеатр «Локомотив», где когда-то, судя по мемориальной доске, выступал перед трудящимися А.Толстой. В отличие от вокзала там тепло, уютно и не так шумно. Там я погрелся, ибо на улице снег – как не как до России километров сто от силы, да и месяц уже не май, почитал казахстанские газеты, попил в буфете кофе с молоком. Вот так и прошел еще один день на пути домой. Вспоминалась славная песня: «Все из дорог обязательно в круг замыкаются, все из разлук обязательно встречей кончаются». А ведь до дома еще больше тысячи километров по железной дороге.
Вот и подходит к концу мой отпуск и те 400 долларов, которые я взял, уезжая из дома. Завтра будет Россия, а уже послезавтра я буду сидеть дома и делится впечатлениями...